Отвечает психолог нашего лагеря, Надежда Маленкова (детский, семейный и клинический психолог, мама троих взрослых детей)

“Для начала - для того, чтобы обработать комментарии родителей (мы просим в анкете или при личной встрече, чтобы они поподробнее рассказали о психологических особенностях ребенка, возможных трудностях или, наоборот, сильных сторонах его личности). Всё это учитывается при формировании отрядов - чтобы отряды были равномерными, в том числе и по количеству потенциальных проблем, которые в течение смены будут решаться педагогическими усилиями). Поэтому, воспользовавшись случаем, хочу еще раз попросить родителей: пожалуйста, отнеситесь не формально, а серьезно к заполнению графы про психологические особенности Вашего ребенка! Малообщительный, стеснительный, нерешительный, возбудимый, постоянно требующий к себе внимания - всё это для нас звучит, как запрос на коррекцию, и мы действительно с этим будем работать. В первые дни лагеря у психолога очень много работы: смена привычной обстановки, новый режим, новые люди, тревоги относительно того, как пройдет смена и как ребенка воспримут, какое место он займет среди ребят… Стараемся индивидуально пообщаться с каждым, кто тяжело проходит первые адаптационные дни: поддержать, обучить способам взаимодействия с ребятами, подтолкнуть на более смелое или, наоборот, спокойное поведение. На протяжении всех трех недель смены психолог проводит множество тренингов - как для отряда, так и для всего лагеря. Например, в этом году у нас будет целый день, посвященный практической психологии: ребята пройдут по 16 этапам: выполняя задания, они научатся лучше понимать себя, свои цели, окружающих людей. Для тех, кто выберет себе на смену учебу "Психология", мы проведем психологический практикум - чтобы в повседневной жизни ребята смогли помогать другим, используя профессиональные психологические инструменты. Конечно, психолог обязательно привлекается, если случаются какие-то конфликты, сложности с поведением или эмоциональным состоянием ребенка в отряде: отрядные инструктора обращаются за советом. Психолог часто общается с родителями: они могут позвонить в лагерь и узнать, как там их "мало-звонящий-домой-ребенок" поживает (часто ребята в лагере из-за насыщенной программы забывают позвонить родителям, что заставляет их тревожиться). Под конец смены и после лагеря уже стираются какие-то профессиональные роли (ребенок, психолог, инструктор). Общение становится неформальным, и мы превращаемся друг для друга в хороших товарищей или даже друзей (особенно с теми ребятами, которые приезжают к нам не первый год). По возвращении из лагеря психолог продолжает общаться с ребятами по их запросу. Они пишут мне в социальные сети, или же мы встречаемся: несчастная любовь, проблемы в школе, трудности с родителями... (И поскольку мы уже теперь друзья, то это, конечно, на безвозмездной основе). Если кому-то интересно узнать мой личный мотив такой работы - то это благодарность. Мои трое детей в своё время воспитывались замечательными людьми из педагогического отряда "Авангард", и теперь я с удовольствием помогаю им”.